| Вальдорфская методика, иногда ее называют методикой Штайнера, возникла в Штутгарте (Германия) в 1919 году. Благодаря совместному труду Рудольфа Штайнера, создателя антропософской духовной науки и Эмиля Мольта, владельца табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Р.Штайнер на основании антропософского учения создал педагогику, а Э.Мольт подвел под нее экономическую базу. Первая школа была основана для детей работников фабрики, но в ней учились дети разного социального положения. Программа, которая осуществляется в школе, как педагогический процесс, полностью основывается на духовном развитии учителя, прежде всего на знании им антропософии. Это способствует тому, чтобы мысли учителя и его работа постоянно менялась, учитывая запрос дня, индивидуальность ребенка и свое собственное состояние. В этой педагогике классный учитель, ведет детей с первого по восьмой класс. Как правило, это специалист широкого профиля, с глубокими знаниями не только антропософии, но и основных предметов. Классный учитель ведет - математику, язык, географию, биологию, физику, химию. Как видите, требования выдвигаются очень высокие, поэтому вальдорфские педагоги много учатся сами. Они регулярно посещают семинары, проводящиеся ведущими специалистами по всему миру. В Вальдорфской школе не ставят отметок, но есть оценивание вербальное. Это значит, что педагог, ведущий ребенка, прекрасно знает его способности. И оценивает его по отношению к нему самому, не сравнивая с соседом, другом или требованиям социума. Учитель отмечает малейшие изменения, происходящие с учеником. То, какой он сегодня по сравнению с тем, кокой он был вчера. Преподаватель часто разговаривает с родителями о том, что он замечает в этом ребенке, что удается воплотить в жизнь, возможно, что-либо не получается. Появляющиеся проблемы решаются совместным трудом родителей и учителя. В конце 9 и 12 класса дети получают аттестат, с которым благополучно могут поступать в вузы. В школах у детей нет стандартных учебников. Дети сами их себе рисуют, так называемые, тетради эпохи. В течение четырех недель идет один предмет, например математика. Дети записывают правила, с какими они познакомились на уроке, записывают феномены математики, явления. Так возникает тетрадь с записями и рисунками, очень красиво оформлена и это является их книгой. Учитель сам много готовится к уроку и перерабатывает немало материала, прежде чем выдать в класс. Дети самостоятельно исследует, а учитель своими вопросами и примерами подводит к тому, что они должны выучить за эпоху и за урок. Педагоги учат детей знакомиться с разной литературой, уметь воспринимать и обрабатывать информацию из многих источников, а не данного конкретного учебника. Преподавание основных предметов в вальдорфской школе проводится эпохами. В течение 3 - 4 недель, на главном уроке преподают один предмет. Каждый день, 40- 50 мин. дети занимаются, предположим, математикой. Это дает очень хорошие результаты. За месяц они углубляются в этот предмет, не забывают, что было на предыдущем уроке, очень легко за 2-3 минуты вспоминают, что делали вчера и изучают новый материал. Когда эпоха заканчивается, у ребенка есть возможность переработать то, что он получал в течение месяца, усвоить это. И когда через месяц наступает снова эпоха математики, с детьми происходят какие-то интересные изменения. Вдруг, они открывают для себя, что когда-то нелюбимый предмет становится интересным и увлекательным. Теперь получается нечто, что раньше не удавалось решить. Многое стало ясным, четким и понятным. Чередуются эпохи 3-4 недели. В первом классе может быть 3 эпохи математики, 3 эпохи языка и 2 эпохи рисование форм. Всегда день в вальдорфской школе начинается с главного урока. Он длится 110минут. И делится на 3 части: ритмическую, главную и рассказывание. На ритмической части учитель пытается привести класс в гармоничное состояние. Такое, какое ему нужно будет на главной части урока. Этому помогает игра на флейте, песни, игры на развитие чувств, на развитие воли. Много занятий можно подобрать, все зависит от класса, в котором это проходит. Ритмическая часть длится в младших классах 20-40 минут, в старших она короче. Дети приходят в школу каждый в своем состоянии, кто-то еще не проснулся, кто-то взбудораженный, кто-то чем-то расстроен. На ритмической части все можно оставить за дверью, и дети становятся одним единым. На главной части уже идет эпоха конкретного предмета. Дети сидят за партами, что-то записывают или рисуют, отвечают или работают на доске 40-45 минут. Затем рассказывание. В первом классе учитель рассказывает сказки, во втором – легенды, жизнь святых, басни. В третьем, истории ветхого завета и возможно истории о животных. В четвертом, славянская и древнегерманская мифология. В пятом, древнегреческая мифология. В шестом, римская мифология. Учитель рассказывает то, что детям близко по возрасту и к чему они проявляют интерес. После главного урока идет все как в обычной школе. По 45 мин. несколько предметов. Это может быть иностранный язык (в первом классе дети изучают 2 языка), живопись, музыка, лепка, рукоделие, чтение, подвижные игры или эвритмия. Особым образом в школе оформлены классы. Для ребенка важна обстановка окружающая его и здесь продумано и учтено все – цвет, форма, качество, звук. Используются только натуральные материалы. Парты, стулья, полки сооружены из дерева. Спокойные, нежные цвета стен и занавесок. С переходом в каждый класс цвет стен и занавесок меняется. Первый, второй класс - нежный розовый и персиковый, это еще цвета детства. Третий и четвертый - желтый и салатный и т.д. Краски и мелки, какие используют дети, сделаны на основе органических компонентов. На уроке рукоделия применяется шерсть. В вальдорфской школе вы не услышите электронной музыки, здесь будет звучать музыка, которую издают инструменты здесь и сейчас. Если дети и учителя умеют сами играть, зачем им магнитофон? В классе есть место, которое обязательно привлечет ваше внимание - это стол сезона. Красиво оформленный стол в зависимости от времени года. Осенью много ярких цветов и стол оформлен красным, оранжевым, желтым. Плоды на столе появляются, которые нам дарит осень. Затем, все это меняется на что-нибудь более спокойное. Идет подготовка к зиме, появляется много коричневого, фиолетового, на столе показываются гномы, камни, засохшие корни, Зимой преобладает белый и строгий синий, голубой цвет. Стол оформлен свечами, шишками и веточками ели и т.д. Он выполняет функцию настроения, а иногда это какая-то подсказка к тому, что может быть дальше. Подобное оформление подходит для младшего класса, когда дети взрослеют, стол сезона перестает их интересовать. Вальдорфская педагогика очень популярна в Европе, а в нашей стране первые садики и школы стали появляться в конце 80-х годов. Запрос на них появился у родителей желающих быть более осознанными к процессу вынашивания, рождения и воспитания детей. | |